Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 14.05.2024, 08:25

Перестенко Марина Николаевна, учитель начальных классов.

Меню сайта
Категории раздела
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 92
Статистика
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Выступление: "Народный фольклор"
28.05.2011, 10:16

«Изучая народное творчество на уроках  - можно убедиться, с какой тонкостью здесь учтены и закреплены в образе и слове общенародные наблюдения нашей жизни.  Потребность ребенка в смехе, веселье, юморе, его рано пробуждающийся интерес к животному миру, огромное значение игры для его развития… - все эти черты детской психики нашли свое отражение в отборе образов языкового материала». Мы уже говорили о том, что эпохи, люди, их культуры неповторимы.                                        Каждая име­ет свои уникальные черты. Удалённость древних цивилизаций во времени не позволяет точности воссоздать их облик. Но ощутить дыхание жизни наших предков помогают нам народные традиции, выраженные в материальных и духовных памятниках. Уроки прошлого призваны служить благородным це­лям современности — взаимопониманию и взаимообогащению народов и осознания себя наследниками общего богатства, накопленного предшествующими поколениями».

Что же составляет содержание народной культуры? Это, прежде всего фольклор - устное народное творчество: сказки, пословицы, поговорки, загад­ки, потешки, песни, музыкально-песенное искусство; народная игрушка, промыслы, объединяющие в себе труд и искусство. Фольклор не остаёт­ся неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что суще­ствовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он всегда несёт воспитательную функцию и может использоваться в современном образовательном процессе, как и времена наших прабабушек.

       Передаваясь от поколения к поколению в устной, а позднее и в письменной фор­ме, народная культура сохранила трудовые, семейные, празднично-трудовые и педаго­гические традиции. В фольклоре каждому возрасту соответствуют свои жанры, свой репертуар. Как только ребенок научается говорить, начинает активно двигаться, он включается в процесс собственного  детского творчества. Этому периоду детства свойственны считалки, дразнилки, заклички, скороговорки и т.д.

        Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.

      Традиция это сохранение, развитие и передача народной культуры, умений, мастерства новым поколениям. Традиции зарождаются и долго утверждаются, быту­ют в жизни. Заслуживает всяческой поддержки пропаганда народной педагогики, традиционных народных методов воспитания. Накопленный народом опыт, выстраданные им ценности становятся главными ориентирами, нормами в общении людей» (Г.Н. Волков).             

      Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными звучаниями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и распространения мудрости.

Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание. Удивительно, что дети нередко быстрее своих родителей находят разгадку. У них более образное мышление, каждый ребёнок создаёт собственные загадки и бесконечно радуется, если родители не смогли их отгадать.               

       Народные песни отличаются необыкновенной образностью. В них высшая поэзия. И блеск звезд, и лунный свет, и животворящая сила земли, и дуб в логу глубоком, и утренняя роса, от которого братья рослыми стали, и молва людская, что людям голову кружит, и дом отцовский - белый дом, шелком белым конопачен, и печь у матери - печь белая, молоком да мелом побелена, и труд - святой, в нем горе и радость, и спасение; все это: и картины родной природы, тонкие нравственные движения души, и вековые традиции, сберегающие народ, - находит в народной песне поэтическую, высокохудожественную форму. В них - душа народа. Без песни не жил ни один человек, он рождался и умирал, окруженный родными напевами.

В народном творчестве сказка вероятно, самое большое чудо. Читая или слушая сказку, мы и не замечаем, как оказываемся во власти удивительного вымысла. Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они - сокровищница народной педагогики, т. к.  в них содержатся педагогические идеи.

Делая вывод по выше сказанному, можно сказать, что через народное творчество ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах, ребенок проявляет себя и развивается. Именно в младшем школьном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного, если взять сказки, то они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках. Я считаю, что если продолжать знакомить ребенка в школе с русским народным творчеством, то ребенок будет намного лучше развиваться как личность.

 

 

 

 

                                                   Литература:

 

1.     Русские фольклорные традиции./ автор – составитель О. В. Ворошилова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 106 с.

2.     Народная педагогика в формировании нравственной культуры личности младшего школьника. //Начальная школа.-1991.-№ С 24-34.

3.     Блонский П.П. Психология младшего школьника. – М.. Воронеж. 1997-178 с.

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: ooo1981
Просмотров: 1333 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz