«Изучая народное
творчество на уроках - можно убедиться,
с какой тонкостью здесь учтены и закреплены в образе и слове общенародные наблюдения
нашей жизни. Потребность ребенка в
смехе, веселье, юморе, его рано пробуждающийся интерес к животному миру,
огромное значение игры для его развития… - все эти черты детской психики нашли
свое отражение в отборе образов языкового материала». Мы уже говорили о том,
что эпохи, люди, их культуры неповторимы. Каждая
имеет свои уникальные черты. Удалённость древних цивилизаций во времени не
позволяет точности воссоздать их облик. Но ощутить дыхание жизни наших предков
помогают нам народные традиции, выраженные в материальных и духовных
памятниках. Уроки прошлого призваны служить благородным целям современности —
взаимопониманию и взаимообогащению народов и осознания себя наследниками общего
богатства, накопленного предшествующими поколениями».
Что же составляет
содержание народной культуры? Это, прежде всего фольклор - устное
народное творчество: сказки, пословицы, поговорки, загадки, потешки, песни,
музыкально-песенное искусство; народная игрушка, промыслы, объединяющие в себе
труд и искусство. Фольклор не остаётся неизменным, а развивается вместе с
народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые
социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по
этой причине он всегда несёт воспитательную функцию и может использоваться в
современном образовательном процессе, как и времена наших прабабушек.
Передаваясь
от поколения к поколению в устной, а позднее и в письменной форме,
народная культура сохранила трудовые, семейные, празднично-трудовые и педагогические
традиции. В фольклоре каждому возрасту соответствуют свои жанры, свой
репертуар. Как только ребенок научается говорить, начинает активно двигаться,
он включается в процесс собственного детского творчества. Этому периоду детства
свойственны считалки, дразнилки, заклички, скороговорки и т.д.
Приобщение
детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению
национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества,
сохранение истории и определяет будущее нашего народа.
Традиция — это сохранение,
развитие и передача народной культуры, умений, мастерства новым поколениям.
Традиции зарождаются и долго утверждаются, бытуют в жизни. Заслуживает
всяческой поддержки пропаганда народной педагогики, традиционных народных
методов воспитания. Накопленный народом опыт, выстраданные им ценности
становятся главными ориентирами, нормами в общении людей» (Г.Н. Волков).
Пословицы прочно ложатся в
память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными звучаниями, рифмами,
ритмикой, порой весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма
сохранения и распространения мудрости.
Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе
нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное,
эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно,
выполняли эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них
доминирующим началом стало умственное воспитание. Удивительно, что дети нередко
быстрее своих родителей находят разгадку. У них более образное мышление, каждый
ребёнок создаёт собственные загадки и бесконечно радуется, если родители не
смогли их отгадать.
Народные песни отличаются необыкновенной образностью. В них
высшая поэзия. И блеск звезд, и лунный свет, и животворящая сила земли, и дуб в
логу глубоком, и утренняя роса, от которого братья рослыми стали, и молва
людская, что людям голову кружит, и дом отцовский - белый дом, шелком белым
конопачен, и печь у матери - печь белая, молоком да мелом побелена, и труд -
святой, в нем горе и радость, и спасение; все это: и картины родной природы,
тонкие нравственные движения души, и вековые традиции, сберегающие народ, -
находит в народной песне поэтическую, высокохудожественную форму. В них - душа
народа. Без песни не жил ни один человек, он рождался и умирал, окруженный
родными напевами.
В народном творчестве сказка
— вероятно, самое большое чудо. Читая или слушая сказку, мы и не
замечаем, как оказываемся во власти
удивительного вымысла. Сказки, являясь художественно-литературными
произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических
обобщений по многим отраслям знаний. Они - сокровищница народной педагогики, т.
к. в них содержатся педагогические идеи.
Делая вывод по выше
сказанному, можно сказать, что через народное творчество ребенок может
развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх,
участвуя в различных конкурсах, ребенок проявляет себя и развивается. Именно в
младшем школьном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в
народных играх столько поучительного, если взять сказки, то они многое могут
рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках. Я
считаю, что если продолжать знакомить ребенка в школе с русским народным
творчеством, то ребенок будет намного лучше развиваться как личность.
Литература:
1. Русские фольклорные традиции./ автор
– составитель О. В. Ворошилова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 106 с.
2. Народная педагогика в формировании
нравственной культуры личности младшего школьника. //Начальная школа.-1991.-№ С
24-34.
3. Блонский П.П. Психология младшего
школьника. – М.. Воронеж. 1997-178 с.
|