Владение речью на высоком уровне возможно в том случае, если есть понимание и знание того, как с помощью разнообразных лексических и грамматических средств языка отражается окружающий нас мир, выражаются наши мысли и чувства. Как нужно пользоваться этими средствами, чтобы быть понятым окружающими, и как правильно понять смысл обращенной к тебе речи (устной и письменной), включая подтекст (с какой целью человек говорил и что именно он хотел сказать?).
Цели:
1.Создать условия для повторения полученные знания о глаголе, формулируя правила; сформировать навыки поиска информации
2. Продолжить работу над орфографической зоркостью, умение распознавать глагол среди других частей речи, зрительную память, устную и письменную речь, умения работать в группе;
3.Содействовать формированию внимания, дружбы, взаимовыручки, формировать потребность писать грамотно, воспитывать учебную активность, навыки самоконтроля и самооценки, учить ставить цель своей деятельности.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуйте их.
Положительный настрой на урок.
-Я желаю вам плодотворной, успешной работы. Работы сегодня будет действительно много. И у каждого из вас есть возможность проверить и оценить свои знания.
Сели красиво, положили правильно тетрадь. Записали число. Классная работа.
Минутка чистописания Cc
Характеристика звуков [с,с,] Придумать слова на данные звуки.
Словарная работа.
Отгадай, какое сегодня у нас в гостях словарное слово в гостях.
- это то, что держится в тайне, скрывается от других.
Например: Держать в секрете. Выдать чей-нибудь секрет. По секрету всему свету.
Найти орфограмму, поставить ударение, разделить слова на слоги.
Составление предложения …………………………………(ученик у доски)
3. Сообщение темы урока.
- Послушайте меня: спины, ручки, тетради, руки.
Вы поняли, что я имела в виду? (нет)
Тогда так: выпрямитесь, посмотрите, встаньте, сядьте, улыбнитесь, подтянитесь, повернитесь.
Что объединяет слова второй группы? (это глаголы)
Верно. И сейчас, наверное, вы сами сможете сформулировать тему нашего урока. (Глагол) А теперь посмотрите в учебнике на стр. 62 тему урока. Совпали ли наши предположения?
Прочтите, что мы узнаем в этом разделе?
С сегодняшнего дня мы начнём очень глубоко изучать тему глагол – как часть речи, а на этом уроке мы будем находить глаголы, называть, что они обозначают, обозначать их как члены предложения.
- называется раздел русского языка, в котором изучаются части речи? (Морфология) Послушайте, как говорят про глагол:
- Он предметы оживляет, Всех их в дело вовлекает, Что им делать, говорит,
Строго сам за тем следит. Он три времени имеет. И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ, Чтоб все знали про __________. (глагол)
Зрительный диктант. Школьники готовятся к новому учебному году.
Спишите, подчеркните грамматическую основу предложения, укажи части речи. Назовите глаголы. Что они обозначают? Каким членом предложения выступают?
А теперь давайте поработаем над следующем задании “Кто что делает?” Как называются слова в левом столбике? Как вы думаете, что нужно сделать с этими словами?
Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …,
Вывод. Глаголы называют действия предметов. На какие вопросы отвечают?
Физкультминутка
Работа с творческими группами учащихся по теме урока.
Класс делится на три группы. У каждой группы будет своё задание.
Группа №1. Задание. Собери пословицы. Составьте пословицы из левой и правой части и запишите их в тетрадь. Найдите глаголы, подчеркните их.
Труд кормит- Тот много знает Смелый находит- Робкий теряет
Сядем рядком- Все перетрут
Группа №2. Разгадать ребусы, записывает глаголы в тетрадь.
Группа №3. Найди глаголы в тексте, запиши их в тетрадь, подчеркни их как члены предложения.
Утро.
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь – безделье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг
- листьев брызнет роса серебристая. И. Никитин.
Творческая работа
Сочинение-миниатюра «Наступление весны»
На доске написаны глаголы: светит, греет, пригревает, пробуждается, зеленеет, распускается, щебечут, ходят, выползают.
После записи свой текст читают 2-3 ученика.
Разминка Учитель говорит слова. Дети воспроизводят услышанные действия: смотрю, сплю, беру, поворачиваюсь, улыбаюсь. Что вы сейчас осуществляли? Так что же обозначают глаголы?
Закрепление стр. 64 упр. 4 I вариант – 1 абзац II вариант – 2 абзац
Записать предложения, подчеркнуть глаголы. Проверка.
Домашнее задание. c. 63 упр.№2. Словарь.
Итог урока «Заполним дом жильцами»
Рефлексия.
Как вы считаете, мы хорошо поработали сегодня? Расскажите о своей работе с помощью глаголов. (отвечал, говорил, писал, старался, сочинял, делал….)
А сейчас с помощью цветных карточек оцените своё отношение к теме урока.
Литература
- Аблова В.С. Формирование лексической грамотности//Начальная школа.-1991.-№ С 24-34.
- Беседы с учителем. Методика обучения: Четвёртый класс четырёх летней начальной школы./ Под ред. Л.Е. Журовой. – 2-е изд., перераб. и доп.- М. Вентана – Графф, 2002.-384 с : ид.
- Учебник русский язык для учащихся 4 класса / С .В. Иванов и др. – М.:Вентана – Граф, 2005. – 144с.
- Блонский П.П. Психология младшего школьника. – М.. Воронеж. 1997-178 с.
|