- Организационный момент.
-Здравствуйте, дети! Я приглашаю вас на урок окружающего мира.
У нас сегодня гости! Поздоровайтесь!!! Садитесь.
- Настрой на урок
Чтоб природе и родине другом стать,
Тайны все их узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать внимательность,
А поможет всё узнать ваша любознательность.
3.Актуализация полученных знаний
-Скажи, пожалуйста, на какой планете мы живём? (Земля)
-Назовите самое важное отличие Земли от других планет? (Жизнь)
- В этой школе, куда вы пришли учиться, тоже есть своя планета, которая называется – класс! Поэтому возьмите друг друга за руки и улыбнитесь! Ведь вы же дружные и хорошие дети (дети садятся).
- Чем мы занимаемся на уроках окружающего мира? Ответы детей.
4.Минутка календаря
Какое сегодня число? Какое было вчера? Какое будет послезавтра?
Какое время года за окном? Назовите признаки весны?
5. Введение в тему Слайд 3
Какие группы животных вы знаете? Ответы детей
Сейчас мы будем отгадывать загадки о животных, по вертикали получится слово, которое и будет являться темой нашего урока.
1.Колюч, да не ёж.
Кто это? (ёрш)
2.Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (бабочка)
3.Он в берлоге спит зимой
под большущею сосной,
а когда придёт весна,
просыпается от сна. (медведь)
4.Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её…(лиса)
5.Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
А зовут её … (ворона)
6.Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (заяц)
6. Сообщение темы урока.
- Какое слово получилось в кроссворде? - Родина. Что такое Родина? Слайд 4
Учитель показывает фото. Говорит на фоне изображения.
- Родина - это то место, где человек родился. Действительно, мы по праву можем сказать, что Родина это дом, в котором живем. Город со своими улицами, кварталами, аллеями и парками. Город, историей которого мы гордимся! Родина - это и наши предки, наши мамы, папы, дедушки и бабушки, подарившие нам жизнь и имя!
А как по-другому называется наша Родина? Ответы детей. Россия или Российское государство.
Предположите тему урока. Слайд 5 Слайд 6
Какие задачи мы поставим на уроке? Ответы детей. Слайд 7
Звучит мелодия «С чего начинается Родина». На слайде – изображение природы. Слайд 8
С чего начинается Родина? Ответы детей.
Чтобы больше узнать о нашей любимой родине я предлагаю вам поработать в группах. Выбрать командиров в группах и вспомнить правила работы в группах. Ответы детей. (Быть дружными, уважать мнения одноклассников). - Видите, как огромна наша Родина. Она протянулась с востока на запад и занимает большую часть материка Евразия.
- Россию населяют многие народности: белорусы, украинцы, казахи, татары, армяне, всех и не перечислить. И все они живут дружно, проявляя уважение друг к другу. Учитель: Россия – самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суши, и по воде.
7.Работа с учебником Слайд 9
Регулятивные УУД:
1-уметь слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике; 2- в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Посмотрите в учебник уважаемые ребята, и ответьте на вопрос что изображено на 2-х разворотах учебника? Материк Евразия, что можно сказать, о нём, если не читать текст в учебнике. Самый большой материк. Много народов проживает на материке.
Прочтите небольшую информацию в учебнике и скажите, воспали ли ваши мнения с информацией в учебнике. Что нового вы ещё узнали? Какие народы населяют Россию? А кто мы по национальности? А как должны жить люди разных национальностей на одной планете? Ответы детей.
Стих читает ученик
На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
От белых льдов до теплых рек
Раскинулась она.
8.Индивидуализированная карточка. Слайд 17
Работа по алгоритму (один ученик)
Москва – столица России.
- Назови столицу России
- Что обозначает слово «столица»? (узнай самостоятельно из дополнительных источников)
- Найди в учебнике информацию о Москве. Какая страница? (информация для одноклассников). Прочитайте то, что нашли про город, который является столицей нашей Родины выразительно.
- Почему слово «Москва» пишется с большой буквы. Назови известные города России. (другие дети могут назвать города России) Какие пунктуационные знаки помогли прочитать данный отрывок выразительно?
- Кто автор этих строк?
- Что хотел сказать автор, написав эти строки?
Задание классу:
Найдите пословицу о Москве. Объясните её смысл: Москва - всем городам мать, На родной стороне весна красна. Москва веками строилась.
9.Работа в группах. Знакомство с символами РФ
Коммуникативные УУД:
1-допускать существование различных точек зрения; 2-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Слайд 10
Каждая страна имеет свои государственные символы. А вы знаете, что относится к государственным символам? Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал. (Герб, флаг, гимн)
Каждый человек обязан знать символы своей страны. Тот, кто, хорошо знает символы государства, может не только представить как жила и развивалась его страна, чем занимались люди в далёком прошлом, но и какие изменения в разное время происходили.
Слайд 11
На слайде слова: г…рб, фл…г, г…мн. Это герб, флаг и гимн.
Учитель:
Имеет флаг, гимн и герб
Российская держава
И, как все символы, они
Жизнь нашу отражают.
Каждая группа самостоятельно добудет информацию в отдельных источниках и расскажет нам о гербе, флаге и гимне нашей страны.
Учитель выдаёт конверты с заданием.
1 группа. Знакомство с гербом Слайд 13
1)Рассмотрите герб России.
Давайте рассмотрим герб нашей страны.
Герб – это отличительный знак государства, города, рода изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах.
Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нем отображается история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нем изображено?
Гербы создаются по чётким правилам. Прежде всего – это форма. Обычно гербы имеют форму щита. Герб России четырёхугольный с заострением внизу.
– Какого цвета Российский герб? Красный цвет обозначает храбрость и мужество.
– Что ещё изображено на гербе?
– На гербе изображён Георгий Победоносец верхом на коне, поражающий копьём змея. Георгий Победоносец считается защитником от всякого зла.
– Двуглавый орёл держит в лапах скипетр и державу. Скипетр и держава – символы власти, независимости и мощи. А орёл выбран потому, что его облик был наиболее распространён в национальных орнаментах.
На герб посмотрим: здесь орёл,
Да не простой – двуглавый,
Символизирует страну –
Могучий, величавый.
Дополнительная информация учителя
Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой руке – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня он напоминает нам об историческом прошлом нашей Родины, и символизирует единство Российской Федерации и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица на солнце.
На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить Дракона. Ужасный, черный змей – это символ зла. О повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Вопрос всему классу:
Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб? ( На пограничных столбах, которых устанавливают на границах России с другими странами, на важных документах, на деньгах).
2 группа. Знакомство с флагом Слайд 14
1) Рассматривание флага.
– Флаг России трёхцветный. Назовите его цвета. Слайд 15
– Белый цвет символизирует мир, чистоту, благородство.
– Синий – небо, верность, веру.
– Красный – героизм, отвагу, самопожертвование. (значение слова: ради блага и интересов других)
А флаг России триколор,
Полотнище в три цвета.
В яркой красной полосой
Страна наша воспета нем.
Наш российский флаг – трехцветный. Цвету придается особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.
Найдите среди важных дат, напечатанных на карточках - День государственного флага РФ (методика В. В. Базарного)
22 августа - день государственного флага РФ.
3 группа. Знакомство с гимном Слайд 15
Учитель: часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном.
Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях.
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия – любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучше страны.
Стихи написал Сергей Владимирович Михалков. Фото
Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров. фото
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!
– Гимн – это торжественная песня, которая исполняется в особых случаях. Когда вам приходилось слушать гимн?
– Гимн принято слушать стоя. Слушают гимн. Слайд 16
– Какие чувства вас посетили, когда вы слушали гимн нашей Родины?
4 группа
10.Работа с учебником
стр. 40-41. Вопросы учащимся:
- Рассмотрите наш главный рисунок и скажите, какие реки протекают на территории России? Ответы детей
- На каком материке расположена наша страна? Отличительная особенность материка.
- Какие моря омывают берега нашей страны?
- Поразмышляйте: если вы были бы президентом, чтобы вы в первую очередь сделали для своей страны?
Как зовут ныне действующего президента России? А как звали предыдущего президента России? Фото 2- президентов. Слайд 12
Проверка работы групп. Оценка. Самооценка.
Индивидуализированная карточка. Оценка результатов. Слайд 17
11.Физминутка. Музыкальная пауза Слайд 18-24
Регулятивные УУД:
1-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; 2-становить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.
Великую землю, любимую землю, Где мы родились и живем
Мы Родиной светлой, Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
12.Работа с пословицами. Соединить начало и конец пословицы объяснить её значение.
Для Родины своей
|
умей за неё постоять
|
Родина – мать
|
ни сил, ни жизни не жалей
|
Если дружба велика
|
будет Родина крепка
|
Родной край –
|
сердцу рай.
|
13.Закрепление изученного материала Слайд 25
Коммуникативные: 1-вступать в диалог; 2– строить понятные для партнера высказывания.
Представьте, что вы в гостях у английских школьников. Расскажите им о нашей Родине. На слайде вы видите вопросы, читаете их про себя и отвечаете на них.
Прикреплённое к древку полотнище, определённого размера и цвета
|
Гимн
|
Отличительный знак, официальная эмблема государства
|
Герб
|
Торжественная песня
|
Флаг
|
1.Соединить стрелками название государственного символа и его определение. Слайд 26
2. Кто изображён в центре российского герба? Всадник Георгий Победоносец. Слайд 27
3. Кто автор российского гимна? С. В. Михалков Слайд 28
4. Как правильно пишется название нашей страны? Россия Слайд 29
5. Назовите в правильном порядке цвета российского флага. Белый, синий, красный. Слайд 30
Спасибо! Молодцы!!!
А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы своими руками сделали то, о чём сегодня мы говорили на уроке.
14.Творческая мастерская. Решение проектных задач
Личностные: Способность радоваться успехам одноклассников. 1-использовать в общении правила вежливости; 2 -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
- группа - наглядное пособие. «Родина»: любовь, отчизна, друзья, ложь, природа, кошелёк, грубость, родные, отечество, Россия, обман, вера, победа.
- группа – кластер «Москва». Слова: столица,Африка, обман, президент, Россия, город.
- и 4 группа - моделирует российский флажок.
5группа - капитаны групп изготовляют обучающее пособие «Российская символика» (герб, гимн, флаг)
Защита проектов.
Слайд 34.
Самооценка работы.
Какие задачи ставили в начале урока7 Слайд 33
15.Рефлексия. Закончи предложения своими словами:
Сегодняшний урок помог мне…
|