Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 14.07.2025, 03:17

Перестенко Марина Николаевна, учитель начальных классов.

Меню сайта
Категории раздела
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 92
Статистика
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

«Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных».

1. Организационный момент.

Слайд 1     Урок русского языка

 - Я приглашаю вас на урок русского языка.

- Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?

                                                       (Дети показывают смайлики)

- Ребята, посмотрите друг другу в глаза. Пожелайте удачи своему соседу по парте.

- Нам на уроке предстоит большая работа. А чтобы мы справились со всеми заданиями, как должны работать на уроке?

                       (Активно, быть внимательными, помогать друг другу, не отвлекаться)

 

2. Проверка домашнего задания

    ТПО Упр. №19, с. 20.

- Как вы понимаете выражение «у кошки ушки на макушке»?

                                                   

- Какие пропущенные буквы в окончаниях существительных?

                                                         (Проверка с помощью карточек)

    (Дети устно объясняют выбор)

- Какие существительные вы нашли с орфограммой «парный по звонкости/глухости согласный в середине слова?

                              (Мышка, норушка, кошка, ушки, макушка)            

    (Дети называют проверочные слова)

- Молодцы!  С домашним заданием справились все.

 

3. Формулирование темы урока и определение целей.

- Попробуем вместе определить тему нашего урока.

 

Слайд 2          Дружище , лицо , оконце , плечо .

 

- Прочитайте слова. Что это за части речи?

                                                     (Имена существительные).

 - Какие буквы написаны после шипящих и Ц в окончаниях существительных?

                                      (О и Е)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

                (Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях            существительных)

Слайд 3 ( Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных)

- Какова цель нашего урока?

              ( Определить когда пишется О после шипящих и Ц в окончаниях существительных, а когда Е; учиться писать правильно эти окончания).

 

4. Организация восприятия новой информации.

  а) Работа с Обратным словарём.                                                 

   Упр. № 59, с. 57

- Откройте словарь на -Е. Прочитаем по цепочке. Посмотрите, какое окончание у всех слов с основой на –Ц.

                                                         (Окончание –Е)

- Стоит ли окончание под ударением, или оно безударное?

                                                          (Безударное)

- А какое окончание у слов с основой на –Щ?

                                                                 (Окончание –Е)

- В этих словах оно также безударное?

                                                                (Да)

- А теперь откройте словарь на букву - О. Найдите в конце списка слова с основой на –Ц и –Ч.

                                 (Лицо, яйцо, кольцо, плечо).

- Какое окончание у этих слов?

                                            (Окончание –О)

- Является ли оно ударным?

                                          (Окончание ударное)

- Сделаем вывод. Когда пишется окончание –О после шипящих и Ц, а когда

–Е?

             (Под ударением после шипящих и Ц пишется –О, а без ударения Е)

- Закончим формулировку правила по учебнику с. 57-58.

 

У существительных с основой на шипящий или Ц пишем в начальной форме окончание –Е, если это безударное окончание.

У существительных с основой на шипящий или Ц пишем окончание – О, если это ударное окончание.

 

Опора на доске:              безударное окончание   -Е

                                            ударное окончание     -О

 

б) Работа в парах.

- Выпишите по 2 слова из Обратного словаря с О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

 Проверка написания слов.

- Когда же пишется окончание –Е у существительных с основой на шипящий или Ц, а когда –О?

 

5. Первичная проверка понимания, закрепление знаний.

а) Работа с Обратным словарём.

 

   Упр. № 60, с. 58

- Откройте Обратный словарь  на –Ц. Устно ставьте каждое слово в форму Т.п. ед. ч. Следим за тем, стоит ли окончание под ударением.

 

- Запишем в форме Т.п. ед.ч. все слова, в которых буква Е в суффиксе НЕ ВЫДЕЛЕНА синим цветом. В списке 5 таких слов.

 

(Работа у доски, потом с комментированием с места, остальное самостоятельно)

Слайд 4

гребцом                           хлебцем

продавцом                      красавцем

певцом                            ленивцем

ловцом                            торговцем

пловцом                          очевидцем

 

Взаимопроверка.

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте  своего соседа. Если найдёте ошибку, то шёпотом скажите ему об этом.

- Запишем 5 других слов из списка. Везде выделим окончания.

- Сформулируем вывод относительно окончаний существительных с основой на шипящий и Ц в форме Т.П. ед.ч.

                               (Под ударением окончание – ОМ,

                                Безударное окончание –ЕМ).

Слайд 5 (Заставка)

 

б) Работа в парах сменного состава.

(На партах лежат карточки со словами)

- Найдите слова,  в окончаниях которых после шипящих и Ц пишется -О-  и покажите карточки.

 

(Слова: плеч.м, птиц.й, добыч.й, борц.м, туч.й)

 

Проверка.  (плеч.м, борц.м)

 

- Почему в этих словах пишется –О- после шипящих и Ц?

                                                                     (Под ударением)

- Молодцы!

 

в) Дифференцированное задание «Цветной калейдоскоп»

- А теперь выберете задание по своим силам и самостоятельно вставьте О или Е в окончания существительных  в форме Т.п. ед.ч.

 

Слайд 6

  • Задач.й, калач.м.

 

  • Горниц.й, ц.ревич.м, овц.й.

 

  • В.лчиц.й, с.лач.м, месяц.м, москвич.м.

 

Проверка. (Самопроверка со слайда)

Слайд 7  Проверь себя:

 

  • Задачей, калачом.

 

  • Горницей, царевичем, овцой.

 

  • Волчицей, силачом, месяцем, москвичом.

 

 - Поднимите руки, кто выполнил без ошибок?

 - Кто допустил ошибки? Какие?

Слайд 8 (Заставка)

 

г) Динамическая пауза.

- Давайте поиграем .Я буду называть существительные с основой на шипящий и Ц в форме Т.п. ед.ч. Если ударное окончание – хлопаете в ладоши, если безударное – делаете повороты головой.

 

Танцем, трубачом, иностранцем, циркачом, пальцем, пловцом, мячом, пыльцой, старцем, ключом, братцем.

 

д) Работа в группах.

    Упр. № 63, с. 59

- Какой словарь мы будем использовать в этом упражнении?

                                                (Словарь устойчивых выражений)

 

- Каждой группе объяснить значение устойчивого выражения, проверяя себя по словарю.

 

  1. Кривить душой.
  2. Показать товар лицом.
  3. Бить ключом.
  4. Сидеть сычом.
  5. Не заманишь калачом.
  6. Ударить в грязь лицом. ( Проверить по фразеологическому словарю)

 

- Какая группа готова к защите знаний?

Проверка.

- Почему в окончаниях после шипящих и Ц написана буква О?

                                                                  (Под ударением)

 

е) Работа с текстом.

 

Слайд 9

                                        Синица.

В лютую стужу синица подлетает к деревне. Птица не боится шума. Она с писком перелетает от ветки к ветке. Это ловкая и смелая птичка. Ребята сыплют на кормушку семена. Голодная синичка может замёрзнуть.

 

- Прочитаем текст.

 

- Ребята, кто из вас видел синичек этой зимой?

- Чем отличается синица от других птиц?

                                             (У синицы жёлтая грудка)

- Что вы ещё знаете о синицах?

                    (Обитают преимущественно в лесах, хорошо лазают по   веткам деревьев и редко спускаются на землю. У большинства синиц гнёзда в дуплах деревьев, лишь некоторые ткут висячие гнёзда. Питаются в основном насекомыми, зимой часто держатся вблизи жилья человека.)

- Почему зимой они держатся вблизи жилья человека?

                                                                (Человек подкармливает)

- А у кого из вас есть дома кормушки? Кто подкармливает зимой птиц?

                         (Дети поднимают руки)

- Вернёмся к тексту. В какой форме стоят подчёркнутые слова?

                                                                      (В форме И.п. ед.ч.)

- Подчеркнутые слова поставьте в форму Т.п. ед.ч.

                                                                           (Синицей, птицей)

- Какие гласные нужно написать после Ц в окончаниях?

                                                                                           ( -Е )

- Почему?

                    (Безударное окончание)

 

6. Итог урока. Рефлексия.

 

- Какие цели мы ставили вначале урока?

- Мы достигли этих целей?

- С  какой орфограммой мы сегодня познакомились?

- Когда же пишется О в окончаниях существительных после шипящих и Ц, а когда Е?

- Дадим оценку нашей работы

- Какое настроение у вас в конце урока?

                                       (Дети показывают смайлики)

Отметки за урок.

 

7. Домашнее задание.

Слайд 10

Упр. № 64, с. 59

- Списать текст. Правильно записать окончания.

 

Слайд 11

-Молодцы!

-Спасибо за урок!

Категория: Мои статьи | Добавил: ooo1981 (15.04.2014)
Просмотров: 4717 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2025
Сделать бесплатный сайт с uCoz